Истоки русской архитектуры восходят к народному зодчеству славянских имен. Об искусстве древних строителей дают представления крестьянские дома и более поздние культовые постройки. Шатровые колокольни русского севера. Шатер – высокое покрытие церкви или колокольни виде многоугольной пирамиды. Первые каменные кирпичные здания были возведены в 90-х годах 10 века в Киеве. Влияние Византии сказалось лишь на культовом и дворцовом строительстве. Первая кирпичная церковь Киева, десятинная (конец 10 в. 989 - 986), построили приехавшие из Византии «мастера от грек». Русские зодчие учившиеся у византийцев, пользовались их художественными вкусами в русских традициях. Русскую архитектуру 12 века можно назвать национальной своеобразной, не имеющей аналогов. При князе Ярославле Мудром были построены новые деревянные стены Киева, на высоком земляном валу для въезда в город служили трое ворот, в том числе, главные – золотые, возведенные в 1037 году, увенчанные главой, покрытой сусальным золотом. Глава – купол храма. В 1037 году был заложен собор святой Софии (премудрости божией). Это огромное здание крестово-купольного покрытия с 5 нефами и 5 абсидами. Свинцовые кровли применялись во всех строительных центрах древней Руси с 10 по 13 века. Свинцовые листы прибивались гвоздями к наружной известковой обмазке свода. Кроме свинцовых листов покрытия куполов наиболее богатых храмов применялись листы золоченые. Пристроенная позже вторая галерея снаружи была лопаткой. Лизены или лопатки – прямоугольные, вертикальные выступы, в отличии от пилястр без баз и капителей. Размеры зданий 42 – 54 м. высота верхней точки купола 29 м. Всего было 13 куполов, но не считая завершения 2 сферических лестничных башен. Яркую живописную картину фасада создавала их полосатая поверхность, образованная светлым извястко-семяничным раствором и скудельной (глиняной) плинты (толченый кирпич). Плинта – плоский, квадратный в плане, отформованный руками кирпич, высотой 2,5 – 4 см. Узкие вертикальные выступы – лопатки, соответствуют внутренним столбам. Завершаются стены фасада полукружиями – закомарами, соответствующими конструкциями свода. Купола покоятся на световых барабанах, могут иметь круглую, цилиндрическую или многогранную форму. При отсутствии окон барабан называется шея. Мозаики парусов, барабана, купола, столбов, арок и апсид. Мозаичные полы из смальты не сохранились. Частично собор имел фресковые росписи. Вскоре были построены еще 2 софийских собора, в Полоцке (1066) и в Новгороде (1052). Новгородская София (11 века) имела 5 глав, 3 апсиды, 1 галерею, 1 лестничную башню. Стены сложены из местного камня – известняка, перемычки и своды – из кирпича, вместо мозаики фресковая роспись.
|