В Византии развивались грандиозные купольные сооружения. В новых городах строились дворцы, храмы, акведуки, мосты. Арки – полукруглые, круговые. Своды – цилиндрические, полуциркульные, круговые. Под влиянием местных архитектурных традиции установлен тип римской базилики, она стала более короткой, а боковые продольные аркады имеющие широкие пролеты открывали зрителям пространство боковых нефов. По конструкциям арки бывают клинчатые (клиновидные камни), ложные – устраиваются за счет напуска вышележащих горизонтально уложенных камней. В 6 веке император Юстиниан предпринял в строительстве купольную базилику святой Софии. Храм построен Исидором и Анфимием в 532 – 537 г.н.э. В основе конструктивной системы лежит большой квадратный план с 4 столбами, которые соединены наверху подпружными арками. На арки и столбы опирается при помощи сферических треугольных поверхностей огромный купол, пролетом 31,4 м. Называется купол на парусах, или скуфья – верхняя часть покрытия купола, опирающаяся на паруса. Подпружный арки могут быть поддерживающие и укрепляющие, в данном случае арка поддерживает опорное кольцо купола и передает вес паруса и купола на столбы. Укрепляющей выполняются виде утолщений – ребер, в цилиндрическом своде с внутренней стороны. Двухъярусные аркады, стволы которых выполнены из розового порфира и мрамора, отделяют от цилиндрического пространства боковые нефы. Своды и полукупола покрыты мозаикой с различными изображениями на золотом фоне. В основу храма положен план трехнефной базилики, в сочетании с центричным зданием. Для постройки храма Юстиниан приказал разрушить святилища воздвигнутые язычниками и привезти в Константинополь выломанные от туда колонны. В Византии возникли пятикупольные церкви (крестовокупольные – прямоугольные в плане церкви, имеют 4 столба и пониженные угловые части здания поддерживающие центральный крест плана). 4 подпружные арки поддерживают центральный купол на парусах. 4 цилиндрических свода. Арочный проем связывает 9 отдельных ячеек плана. Пониженные угловые части плана. Тромп – разновидность паруса, арочно-сводчатая воронкообразная часть конуса, обеспечивающая переход от прямого угла стен к круглому очертанию углового купола на барабане. Применяли крестовый свод – конструкция с покрытием виде 2 цилиндрических сводов одной высоты, пересекающихся под прямым углом в плане. Он опирается лишь на столбы стоящие по углам. В крестовом своде подпружными являются арки расположенные по сторонам его квадратного плана. Они укрепляют свод и передают нагрузку на столбы. Так же в Византии развилась центрическая композиция культового здания в плане. Церковь святого Виталия, в итальянском городе Равенне, наиболее совершенный центрический храм восьмиугольный в плане, встроенный в 6 веке. В средние века хоры называли энхоры – открытая в неф галерея, лишь над входной стороной и по бокам. Из нартекса помещение входного по лестницам расположенных в башнях поднимались на хоры. Все столбы и внутренние стены церкви сан Виталия были облицованы цветным мрамором. Прогрессивные традиции византийского искусства получили уже дальнейшее развитие уже в других государствах, в частности в древней Руси, Италии, народов Балканского полуострова. В 1453 году византийское государство завоеванное турками перестало существовать.
|